10.12.2018 13:03
Навигация
· Фотогалерея
· Архив
· Музыкальные термины
· Ссылки
· Поиск
Партнеры сайта
www.egorgerasimov.ru
Реклама
Юбилейный фейерверк

Юбилейный фейерверк

50-летию С. Найко)

Александр Гойхман, выпускник класса С.Ф. Найко, лауреат всероссийского конкурса, дирижер Пермского опер­ного театра: … Дело учителя представляют его уче­ники. Сколько их раскидано по России! Преподают, концертируют! А сколько лауреатов всевозможных конкурсов!? Я со счета сбился!

Мне посчастливилось быть одним из первых «конкурсантов» Сергея Фёдоровича. Никогда не забуду, как он «рвал и метал», когда нас «скидывали» справедливо или неспра­ведливо, и радовался как ребенок удачному выступлению на каком-нибудь из ту­ров.

Вообще, Сергей Федорович относится к той редкой породе человека-педагога, который за своих учеников готов идти « в огонь и в воду».

Меня это восхищает в нем! Конечно, ему тяжело с нами, ведь мы приходили к нему, по сути, детьми, ничего не знающими о жизни и редко хоть чему-нибудь обу­ченными в профессии. Помню, на 1-2 курсах уроки по специальности у меня проходили вместо положенных 1ч. 30м. в день по 5-6 часов кряду! У Сергея Федоровича хватало сил, ума, такта, терпения возиться со мной.

Я буду благодарен ему всю жизнь, ведь это он и никто другой заложил мне прочный фундамент в импровизационном подходе к музыкальному материалу, к безграничной фантазии и к сиюминутности творческого действа, а я все это счи­таю главным в исполнительском искусстве.

Алексей Голобоков, студент 5 курса класса Найко С.Ф., лауреат регио­нальных, всероссийских и международных конкурсов, участник баянного ан­самбля «Токката-дуэт»: В 1996 году на фестивале баянной музыки «Дни гармоники в Забайкалье» я впервые встретился с Сергеем Федоровичем Найко, где он был председателем жюри, играл концерт. Хочется отметить, что, услышав этого му­зыканта, я испытал потря­сение. Впервые я встретил музыканта, артиста, который буквально занимал все акустическое пространство сцены и зала. Ошеломил тот большой энергетический поток, исходивший от этого человека. Все это сыграло огромную роль в моем дальнейшем профессиональном развитии.

Потом наши встречи с Сергеем Федоровичем происходили регу­лярно – каждый приезд С.Ф. в Читу сопровождался не только концертом, но и мастер-классом. В некоторых из них я принимал участие. Здесь С.Ф. от­крылся для меня как талантливый педагог. Меня поразило, с какой легкостью, а самое главное, доступностью, он объяснял то, что требуется от ученика – не вы­полнить его наставления было нельзя! Обучаясь в его классе в Академии музыки и театра, видишь и чувствуешь, как он точно «достает» и раскрывает в исполнении своих учеников смыслы, скрытые в том или ином произведении. Складывается впечатление, будто он присутствовал вместе с композитором при написании, и композитор передал ему свои ощущения и чувства, в свою очередь, С.Ф. передает их своим ученикам. И далее – во внеурочное время он ориентирует своих учени­ков в их жизненных ситуациях, направляет их на заданные цели.

Неотъемлемой частью деятельности этого музыканта является работа над переложениями пьес различных стилей и эпох для баяна. Отличное знание об­ласти музыкального искусства, философии и мировоззрения того или иного вре­мени помогает этому человеку в нелегком труде. Подтвердить мои слова могут вышедшие из печати сборники его транскрипций.

Подводя итог можно сказать, что С.Ф. Найко представляет собой человека многогранного, всесторонне развитого, который без устали трудится и совершен­ствуется день за днём.

Вадим Вершков, студент 5 курса класса Найко С.Ф.: Сергей Найко – яркая, крупная и многогранная музыкальная личность со своим оригинальным и неповторимым творческим обликом. Деятельность этого музыканта-универсала весьма масштабна. Универсализм – явление редкое не только в музыкальном искусстве, но истинный талант всегда ёмок и многогранен. Сергею Найко посчастли­вилось совмещать в себе качества блистательного исполнителя, высокоодаренного педа­гога, методиста и музыкального просветителя. Нис­колько не преувеличивая, талант Сергея Найко в этой области музыкальной дея­тельности, хочу сказать, что лично на меня произвело потрясающее впечатление и оказало воздействие высокоор­ганизованное искусство словесности только двух музыкантов – великого дири­жера Геннадия Рождественского, с его просветительскими лекциями, и своего пе­дагога.

Большинство музыкантов-профессионалов и любителей знают Сергея Найко как выдающегося исполнителя. Но, к сожалению, далеко не все имеют полное представление об этой яркой личности и прекрасном человеке. Совершенно новые грани открываются в общении с Сергеем Найко как педагогом, ибо педагогиче­ская деятельность в полной мере раскрывает душевные качества этого человека. Сергей Федорович педагог с искрой Божьей. Интересно наблюдать, как совер­шенно разные студенты творчески воспламеняются в его педагогической лабора­тории. Талант, данный Богом, всегда трудно разгадать, ибо это высокое таинство. Лично я, как его студент могу в некоторой степени разгадать секрет обаяния этого педагога. Почему у Сергея Федоровича самое большое количество студентов? Я думаю, что это происходит в равной мере как от того, что это педагог с колоссаль­ным мастерством и опытом, так и потому, что здесь срабатывает магическое обая­ние, притягивающее людей. Бытует мнение, что у Сергея Федоровича учатся са­мые талантливые студенты и потому ему удается сделать из них больших испол­нителей. Это совсем не так. В класс Сергея Найко попадают самые разные по уровню дарования ученики. И, тем не менее, почти каждый из них становится ориги­нальным и сильным исполнителем. За очень редким исключением Сер­гей Федорович говорит, что не смог добиться желаемого результата от того или иного студента. Но все-таки, пока такой студент находится в руках этого педагога, над ним все равно сияет ореол таланта Сергея Найко – педагога.

У Сергея Федоровича есть поразительный талант психолога с большой ин­туицией, что позволяет ему создавать нужную для разных учеников психологиче­скую атмосферу, в которой бы наиболее полно раскрывались таланты его воспи­танников. За классным чаем проводятся со всеми студентами самые разные бе­седы, что является фактором подлинного демократизма и, конечно же, при ари­стократизме духа Сергея Найко – это производит потрясающий результат.

Лично я попал в класс Сергея Федоровича уже в зрелом возрасте. На собст­венном опыте ощутил талант педагога и методиста. Я понял, что еще далеко не все умею. Педагогическая плодовитость Сергея Найко уникальна. После каждого за­нятия я уносил с собой как драгоценный клад что-то новое. С поразительной стра­стностью и самозабвением, не щадя сил Сергей Федорович разбивает ложные сте­реотипы мышления и, в конечном счете, всегда оказывается прав.

Одним из самых сильных музыкальных впечатлений в моей жизни был сольный концерт Сергея Найко, который я посетил в ранней юности. Незабывае­мые транскрипции композиторов-клавесинистов, гениальные интерпретации со­чинений Владислава Золотарева и многое другое… Искусство Сергея Найко должно быть обязательно зафиксировано на дисках. К сожалению, пока не нахо­дится спонсоров для таких изданий, а пластинка, записанная на фирме «Мелодия» в 1989 году так и не увидела свет. Приходится довольствоваться записями на кас­сетах, а это несерьезно для музыканта такого масштаба. Музыкант мирового уровня, по воле случая оказавшийся в Сибири, наша гордость, а спонсоров для из­дания компакт-дисков до сих пор нет. Это большое упущение. К счастью, изда­ются методические пособия и сборники транскрипций Сергея Найко. Эти издания являются непреходящей ценностью и надолго переживут своего создателя.

В заключение хочу сказать, что благодарен судьбе, которая свела меня с этим музыкантом и человеком и, думаю, все те музыканты, которые общаются с Сергеем Найко присоединятся к моим словам.

Владимир Некрасов, доцент института искусств Сямыньского государственного университета КНР, лауреат международных конкурсов, Заслуженный артист России: В начале 80-х кафедру народных инструментов КГИИ взволновало событие: появление нового педагога – выпускника Гнесинки, лауреата Всесоюзного кон­курса в Новосибирске и международного конкурса в Клингентале, баяниста Сер­гея Найко. Для нас, студентов, приехавших в институт из отдаленных уголков Си­бири, Забайкалья и Дальнего Востока, возможность лично общаться с музыкантом такого уровня казалась чем-то необыкновенным. Слухов – хоть отбавляй: ученик самого Ф.Р. Липса, играет великолепно, техника – высший класс (левой, на вы­борной клавиатуре, - как правой). Говорили даже, что у «С.Ф.» разряд по боксу…

Все ждали концерта, и он состоялся через месяц с небольшим. Впечатление от того выступления С. Найко у меня осталось на всю жизнь. Было все: интерес­нейшая программа, виртуозное владение инструментом, новейшие для того вре­мени приемы игры мехом, разнообразные глиссандо, кластеры, но главное – непо­вторимое, по оркестровому насыщенное звучание баяна. Звук, от которого не мо­жешь оторвать внимание, который поглощает тебя полностью и растворяется в тебе, а музыкальная материя становится почти осязаемой. Это мастерство звуко­извлечения высшего порядка, идущее от разума и сердца, а также понятное и стройное изложение музыкального материала, искренность самовыражения за ин­струментом, являются, на мой взгляд, отличительными чертами музыканта и арти­ста Сергея Найко.

Потом были новые программы, концерты, записи на радио и ТВ, методические конференции и открытые уроки в училищах и школах, орга­низация фестивалей и конкурсов. К нему, наполненному свежими идеями, энер­гией, огромным желанием передать свои знания и умения, поехали учиться моло­дые музыканты из разных регионов. Говоря о педагоге и Учителе, во всеохваты­вающем значении этого слова, важно отметить, что, при всем многообразии форм и методов обучения С.Ф. Найко старается развивать в учениках самостоятель­ность, как в музыкальном творчестве, так и в жизни. Помимо обучения музыке и баянизму как таковому, он подталкивает учеников к самореализации, воспитывает творческую инициативу, заражает энергией и увлеченностью. Наверное, поэтому воспитанники Сергея Федоровича ярко проявляют себя в самых разных направле­ниях музыкального исполнительства и в педагогике. Одни стали прекрасными со­листами-баянистами, артистами оркестров и ансамблей, дирижерами, другие – пе­дагогами в учреждениях музыкального образования, есть даже первоклассный мастер по ремонту инструментов (профессия нужная и редкая).

Про себя скажу, что обучение в аспирантуре Красноярской академии му­зыки и театра под руководством профессора С. Найко стала для меня вторым му­зыкальным рождением, позволило подняться на новый уровень творчества.

Работая на всех ступенях музыкального образования, С.Ф. Найко накопил богатый педагогический опыт, который обобщил в ряде методических разработок и пособий. Многие из них с успехом используются на практике другими педаго­гами, а некоторые вызвали волны обсуждений и дискуссий. Здесь уместно вспом­нить о «постановочном комплексе баяниста» Найко, который получил широкую известность в России. Сколько иронии я слышал по поводу «левосторонней по­становки Найко», сколько «за» и «против», но! Если видеть главное, и проводить весь комплекс действий, а не просто отставлять в сторону левую ногу, то понятно зерно идеи – сделать игру на баяне (достаточно тяжелом инструменте) более про­стой и удобной в физическом плане. А это так важно, особенно для детей и испол­нителей невысокого роста! К тому же, во всем нужна мера: ведь постановка са­мого Сергея Федоровича и лучших его учеников совершенно естественна и эсте­тична. К слову сказать, С. Найко вовсе не делает из методики догму, всегда остав­ляет ученикам право выбора, что говорит о многом, и в первую очередь – о его че­ловеческих достоинствах.

Необычайно увлеченный человек, он все старается довести до конца, до ре­зультата. Он умеет и может многое: на баяне играть и учить, и стиральную ма­шинку починить, и шапку сшить. Помню, после госэкзаменов штурмовали с ним дикую забайкальскую речку – дебри непроходимые. Профессор упорно махал удочкой, шагал километр за километром и не ныл, добывая хариусов на уху. И так во всем – и в профессии, и в жизни. С ним интересно и надежно.

С юбилеем Вас, Сергей Федорович! С новым творческим и жизненным ру­бежом! Всех благ!

Раиса Самойлова, преподаватель высшей категории ДШИ № 5 г. Ярославля: Я узнала С. Найко в 1994 году во время открытого регионального фести­валя-конкурса музыкального творчества детей и молодежи «Надежда-94», где он был председателем жюри секции «баян-аккордеон». Вслед за конкурсом состоялся концерт-открытие фестиваля мастеров народно-инструментального искусства «Звезды над Енисеем», где участниками были молодые исполнители на народных инструментах из Киева, Москвы, Минска, Липецка и других городов. Среди исполнителей был и С. Найко, он же был художественным руководителем фестиваля. До этого я слушала многих баянистов высокого ранга. С уважением относилась к их творче­ству как рядовой преподаватель музыкальной школы, но исполнение Сергея Фе­доровича было особенным. В его исполнении прозвучали произведения француз­ских классиков, Владислава Золотарева, народная музыка. Игра была яркая, эмо­циональная, виртуозная. Во всем прослеживался индивидуальный стиль худож­ника-мастера. От «тремоло мехом» захватывало дух. Навсегда покорили мое сердце «Дофина» Ж.Ф.Рамо, сюиты Золотарева, р.н.п. «Ой, да ты, калинушка» и целый ряд др. произведений. Были другие концерты, которые оставляли глубокий след в душе и великую благодарность исполнителю.

С.Ф. Найко ведущий специалист на всех ступенях музыкального образова­ния. Он занимается детской педагогикой. Неизменный председатель или член жюри на многих музыкальных конкурсах края и региона. Его методическое изда­ние «К вопросу о постановке баяниста» стало настольным многих преподавате­лей-баянистов музыкальных школ. В современной жизни обучение в музыкальных школах становиться несколько проблематичным. Дети приходят со слабыми му­зыкальными способностями. Это методическое издание помогает преодолеть барьер дискомфорта на первоначальном этапе обучения и не потерять интерес в занятиях музыкой.

Я была слушателем его методических семинаров. Мои ученики были пред­ставлены для мастеркласса. В музыкальной школе г. Назарова Красноярского края, где я много лет работала, он был консультантом отдела народных инстру­ментов. Это были ценнейшие уроки мастерства, как для преподавателей, так и для детей. Мы всегда с нетерпением ждали его приезда. Это был такой творческий подъем, взаимопонимание, желание общаться с ним, как с человеком высокой эрудиции и порядочности! Это человек и музыкант с большой буквы. Я благо­дарна судьбе за то, что в моей жизни был и есть С.Ф. Найко.

Юрий Ястребов, кандидат искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств: …Кажется, совсем-совсем недавно (в 1979 году!) состоялся Всесоюзный кон­курс баянистов, где я впервые увидел и услышал Сергея Найко. В полупустом Концертном зале Новосибирской консерватории шла репетиция участников за­ключительного тура, исполнявших в сопровождении оркестра одно из обязатель­ных сочинений: Концерт Ю. Шишакова, Концерт-поэму и Концерт № 3 А. Репни­кова.

Найко на той памятной репетиции выгодно выделялся среди своих соперни­ков, большинство из которых были известны у себя дома, но которым предстояло войти в анналы истории баяна. Выделялся этот молодой человек не столько игрой, ибо шла черновая работа над кусками, сколько поведением. Не считаясь с присут­ствием за дирижерским пультом В.П. Гусева, Найко вскакивал со стула, делая ка­кие-то замечания оркестрантам через голову дирижера. Эта уверенность на грани самоуверенности лично мне не пришлась по душе. Но вместе с тем оставила след, коль скоро помню до сих пор ту репетицию. Уверенность, вера в то, что делаешь или хочешь сотворить на сцене, - это определенный карт-бланш ожидаемого ус­пеха.

Именно эта черта Сергея Фёдоровича Найко импонировала и импонирует мне до сих пор. Что бы он ни делал: выступает ли с анализом и оценкой конкур­санта, произносит ли вступительное слово перед концертом или дает краткий комментарий, предваряя очередной номер своей концертной программы на сцене, не говоря уже о самой игре – во всем чувствуется вера и уверенность.

После Всесоюзного конкурса через 15 лет, т.е. в 1994 году, мы оказались с ним в составе жюри Всероссийского открытого (международного) конкурса ис­полнителей на народных инструментах – студентов музыкальных вузов, состояв­шегося на базе Астраханской консерватории. В дни проведения конкурса цен­тральным событием «закадровых будней жюри» явилось известие о присвоении Фридриху Липсу почетного звания «Народный артист России». Не каждый день народники получают звание народных! И все же, опуская детали чествования на­шего мэтра, целесообразно вернуться к теме данного интервью, касательно имени Сергея Найко.

В Астрахани был тот же, что и в Новосибирске, уверенный в себе человек. К счастью, от юношеского снобизма не осталось и следа. Казалось бы, находясь ря­дом с Фридрихом Липсом, бывшим вузовским педагогом и руководителем по ас­систентуре-стажировке, можно как-то стушеваться, поскромничать, приземлиться. Ан, нет. И на официальных заседаниях жюри и на «закадровых посиделках» Найко вёл себя ровно, с достоинством и, как всегда, уверенно. Наградой и одно­временно следствием этой уверенности явилась заслуженная победа на этом кон­курсе его ученика Сергея Борисова, который шел с явным отрывом по баллам от своих соперников-конкурсантов, представлявших практически все музыкальные вузы России.

Следующая наша встреча состоялась три года спустя на берегах Невы в дни проведения международного фестиваля «Балтика-гармоника». О своих фестиваль­ных впечатлениях мне довелось рассказать на страницах «Народника» (1997, № 2) в обзорной статье «Служенье муз не терпит суеты» Но и сегодня, спустя десять лет, я готов подписаться под каждым своим словом оценки яркого неординарного явления, ка­ким предстает Сергей Найко:

«Программа фестиваля безусловно обогатилась за счет внеконкурсных кон­цертов гостей, среди которых выделим две сольные программы заслуженного ар­тиста России, лауреата международного конкурса Сергея Найко из Красноярска. Как ни странно, но это первый приезд артиста в Петербург. Многие знали его, так сказать, заочно - в основном по грамзаписям. И вот теперь воочию могли позна­комиться с его мастерством. Коммуникабельный, импульсивный, неординарного мышления собеседник. Таким он предстает и на сцене.

«Испанская музыка» - программа с монографической направленностью - ред­кий гость в баянном концерте. Найко предстает в ней в двух ипостасях: как музыковед, предпосылая каждому сочинению краткие комментарии, и как интер­претатор, подтверждая словесные пояснения звуковой материей.

(…) В программе потрясает многое, прежде всего - звук. Насыщенное без крика форте, и плотное с вокальной «опорой на дыхание» пиано как нельзя лучше соот­ветствуют избранной тематике программы.

Кстати сказать, эти отличительные качества С. Найко составляют сущность его исполнительского кредо, в чем можно было убедиться, послушав и вторую программу, исполненную им в зале Академической Капеллы. «Испанский блок», разбавленный сочинениями французских клавесинистов (Пассакалия Куперена и Дофина Рамо), убедительно доказал, что в лице этого самобытного музыканта баянное исполнительство имеет веский аргумент и против «силовой игры» люби­телей покричать и против наметившейся тенденции «шептунов от баяна». Увы, истина всегда - между полюсами.

В 1998 году мне вновь довелось работать с ним в составе жюри и междуна­родного конкурса «Надежда» в Красноярске, куда я был приглашен в качестве председателя жюри в номинации «баян и аккордеон».

И вот известие о предстоящем 50-летии Сергея Фёдоровича Найко яви­лось, словно гром среди ясного неба. Неужели уже 50? Нет, еще – 50! Пусть же следующие юбилеи явятся подтверждением того, о чем мне довелось вспомнить в этом весьма необычном интервью с одним-единственным вопросом о Найко – му­зыканте, артисте, педагоге, человеке.

Мне остается только присоединить свой голос к многоголосному хору по­здравляющих юбиляра людей с пожеланием всего доброго и бодрого. Так дер­жать, дорогой юбиляр!

Борис Плотников, заслуженный работник культуры, член Союза композиторов России, доцент кафедры теории музыки и композиции КГАМиТ: Принадлежа к поколению, которое еще застало обучение и исполнительство исключительно на баянах с готовыми аккордами басовой клавиа­туры и стало свидетелем возникновения готово-выборных баянов, могу заметить, что именно эта метаморфоза инструмента открыла возможность адекватно испол­нять не только произведения классической музыки, но и современный, даже «авангардный» репертуар. Если еще сорок-пятьдесят лет тому в репертуаре пре­обладали обработки народных песен, выполненные самими баянистами, не пре­тендующие на композиторскую оригинальность и открытие новых рубежей, сего­дня репертуар обогатился сочинениями, созданными профессиональными компо­зиторами специально для баяна. Большое место занимают и произведения, в свое время написанные для клавесина, фортепиано и других инструментов и ансамб­лей.

И важная роль в создании и продвижении такого репертуара принадлежит профессору Красноярской академии музыки и театра Сергею Федоровичу Найко. Безупречный вкус и тонкое ощущение возможностей инструмента позволяют ему безошибочно выбирать произведения, которые поддаются перенесению в тембро­вое поле баяна без утраты специфического музыкального содержания. Такое пере­несение сродни художественному переводу иноязычной поэзии. Ведь сколь угодно, точный, «правильный» подстрочник способен убить живую душу ориги­нала. Так и простое буквальное распределение нот клавирного или ансамблевого произведения между правой и левой клавиатурами баяна способно с помощью та­кого препарирования «плоти» произведения умертвить его дух. И безусловным достоинством, достижением С.Ф. Найко является именно способность к такому художественному «переводу», который позволяет, осторожно оперируя плоть, со­хранять живую душу музыки.

Это не было бы возможным, не будь автор транскрипций выдающимся ис­полнителем. Наличие мощной технической оснастки у мастеров такого класса предполагается «по умолчанию». Специфической же особенностью мастерства С.Ф. Найко, кроме полного баланса между эмоциональным и рациональным нача­лами, является тончайшее владение тембрами и беспредельно широкомасштабный охват произведений, благодаря которому они не «складываются» из мотивов, фраз и других структурных единиц музыкального текста, а предстают цельными орга­ничными данностями, в процессе становления естественно расчленяющимися на иерархически соподчиненные структурные единицы.

Тембровое богатство особенно ярко проявляется в интерпретации произве­дений композиторов ХХ века, как, скажем, произведений Золотарева с их слож­ной гармонией, «Фресок» О. Меремкулова, отличающихся специфическими со­норными эффектами. Оно придает изысканный колорит его исполнению музыки Барокко и классической эпохи.

Стоит присовокупить, что как сын своей эпохи артист виртуозно овладел современной электронной техникой. Мы знаем, что когда-то И.С. Бах сам грави­ровал доски с нотным текстом для публикации своих сочинений. С.Ф. Найко, не прибегая к помощи издательских «спецов», ноты своих транскрипций готовит к публикации собственноручно на компьютере

Ergo: важнейшей чертой, в которой проявляется богатство этой незаурядной личности, является сама разносторонность в проявлениях таланта, сплав концерт­ного исполнителя, педагога, активного пропагандиста классической музыки в ка­честве автора транскрипций для баяна и классного компьютерщика.

Поэтому не может не радовать сам факт наличия в нашей среде такого яр­кого художественного явления, как Сергей Найко.

Пётр Гертер, лауреат международных конкурсов, Германия: Сергея Фёдоровича Найко я знаю с 1976 года, когда он поступил в ГМПИ им. Гнесиных, а я был на 5 курсе. Первое впечатление, которое у меня о нём сложилось, что это недостаточно сформированный, но самоуверенный паренек. Мнение это было, безусловно, поверхностное, так как никакого близкого общения между нами из-за разницы в возрасте в то время не было. Настоящее знакомство, переросшее в дружбу, началось, когда я после службы в армии в 1979 году начал учиться в ассистентуре-стажировке. К тому времени Сергей Фёдорович был уже лидером класса Ф.Р. Липса и нам было суждено с ним конкурировать на предстоящих Всероссийском и Всесоюзном конкурсах. Ситуация, не всегда способствующая хорошим отношениям между конкурентами, но мы, видимо, больше заботились о том, чтобы не уронить честь класса Липса и меньше, кто при этом победит. Сергей, например, великодушно исправил одну заученную мной фальшивую ноту в обязательной пьесе. На Всесоюзном конкурсе в Новосибирске наши дружеские отношения вызывали немало удивления и восхищения у студентов консерватории.

Годом позже я перевёлся на дневное отделение, и началось время теснейшего общения. Мы жили в общежитии на одном этаже, проводили почти все вечера вместе, беседовали обо всё на свете, слушали музыку и много играли друг другу. Я уже тогда понял, что Сергей – прирождённый педагог с замечательно тонким слухом и глубоким пониманием как музыкальных, так и инструментальных проблем. Особенно интересной была подготовка двух контрапунктов из «Искусства фуги» Баха к концерту класса Липса. Заключительный раздел последней неоконченной фуги цикла мы даже играли дуэтом. Счастливое время... (Ещё два умения Сергея я очень ценил – делать классные переложения и ремонтировать баян).

Затем наши пути разошлись, но контакты и дружба сохранились. Я всегда с вниманием и восхищением следил за его педагогической деятельностью. Увы, совершенно не знаю, как он сейчас играет, так как не слышал его уже добрые 25 лет... Думаю, что он, как каждый настоящий художник, раскрылся именно после окончания учёбы, в самостоятельной работе. Из редких встреч и из переписки вижу его колоссальный творческий рост и, как мне кажется, в росте этом немалая заслуга принадлежит его замечательной жене. Верность музыке и друзьям, необычайная трудоспособность, глубина, вдумчивость и ответственность во всех делах – эти качества всегда восхищают меня в моём замечательном коллеге.

Дорогой друг, желаю тебе дальнейших творческих свершений, талантливых учеников, интересных концертов, здоровья и счастья!

 

Фридрих ЛИПС

Проблема: «учитель – ученик» из разряда вечных. Это как игра в теннис; не может сложиться хорошая игра, если один из партнёров слабый. Так и в педаго­гике. Хороший педагог может, конечно, вытянуть кое-что из слабого студента, равно как и талантливый ученик достигнет определённых результатов даже без педагога (вспомним: Михаил Плетнёв после кончины своего профессора Якова Флиера, с которым, кстати, у него сложились не самые лучшие отношения, предпочёл закончить Московскую консерваторию самостоятельно, без педагога по специальности. То есть, если и тот и другой – яркие индивидуальности, то это ещё не гарантия того, что совпадают и их творческие взгляды). Но самое лучшее и результативное сочетание – это, конечно, талантливый учитель и талантливый ученик, мыслящие в одном направлении.

Сергей Найко – один из первых моих лауреатов и один из самых любимых учеников. Приехав в ГМПИ им.Гнесиных из украинского города Винницы, он поразил меня своим глубоким отношением к баянному искусству во всех его проявлениях. У него никогда не было поверхностных суждений о чём бы то ни было. Серёжа как губка впитывал все новые идеи, касающиеся репертуарных направлений, особенностей интерпретаций, вопросов переложений и транс­крипций и т.д.

Причём, он не просто аккумулировал свежие идеи с последующей их кон­сервацией, а творчески переосмысливал их, переплавлял со своими идеями и вырабатывал в себе собственное ко всему отношение. Могу констатировать, что мне как педагогу повезло с ним, поскольку оказалось, что наше видение баян­ных проблем абсолютно совпадало.

Уехав на педагогическую работу в Красноярский институт искусств, Сер­гей Найко не затерялся на просторах российской Сибири. В его учениках я вижу то же серьёзное отношение к своему делу, что и у их педагога. Его исполнитель­ский талант в сочетании с ярким педагогическим даром привели к тому, что се­годня Красноярск является, пожалуй, самым привлекательным центром притя­жения от Урала и до Дальнего Востока для молодых музыкантов-баянистов.

Вспоминаю слова из тоста моего педагога С.М. Колобкова на моём юбилее: «50 лет – это самый радостный юбилей!». И я хотел бы добавить Серёже: «50 лет – это когда уже многое знаешь и ещё многое умеешь. Ты многого достиг, но пото­лок в творчестве ещё не наступил и дай Бог, чтобы это было за горизонтом. Так держать! Горжусь тобой!».

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама

Сейчас на сайте
· Гостей: 3

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 249
· Новый пользователь: JulionMegerotik
Счетчик
Время загрузки: 0.04 секунд - 20 Запросов 1,758,515 уникальных посетителей